Мы мало знаем о том, какое место занимали собаки в культуре аланов. Между тем, в руках алан собаки получили новый виток развития, были выведены так называемые «алаги» – порода боевых собак, которые уже впоследствии положили начало сразу нескольким подвидам – сторожевым, охотничьим и боевым.
Кто такие аланы?
Прежде всего отметим, что аланы были кочевыми племенами скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье.
Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как другие остались на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа.
Собаки, выведенные по системе раннесредневековых алан, после «алагов», из-за разброса пород (доги, овчарки, борзые), получили общее название – «алано» или «аланские собаки». В раннем Средневековье разведение аланских собак процветало, однако, все исторические источники по «алано» малочисленны и информация в основном черпается из книг по кинологиии.
Костные остатки собак во множестве встречаются еще в скифских и сарматских поселениях и курганах Северного Кавказа. Судя по многочисленным данным, у древних иранцев собаку приносили в жертву в честь знатного воина или воительницы.
Для раннеаланского времени известны погребения на Чегемском кургане (3 на 135 человеческих погребений). Возле передних лап собак в качестве заупокойной пищи лежали лопатки крупных животных и черепки битой керамики.
К сожалению, эти и многие другие захоронения собак не подвергались антропологическому исследованию, которое могло бы пролить свет на их породу (собачьим захоронением раннеаланского времени вообще не уделяется должного внимания, что связано с непониманием ряда исследователей роли боевых собак в данный период).
После эпохи великого переселения народов (время, когда боевые псы перестают применяться) погребения собак перестают встречаться.
В античное время широкую известность получила история о подарке Александру Македонскому боевых собак царем иберов (по другим источникам – албанов), о которой сообщают Плиний, Гай Юлий Салин и Присциан.
Наиболее ранний и подробный рассказ имеется у Плиния (29-79 гг.):
«Когда Александр отправился в поход в Индию, царь Иберов подарил ему одну собаку необыкновенного роста. Удивленный ее величиной, Александр велел пустить на нее медведей, кабанов и ланей, но она лежала неподвижно, как бы пренебрегая ими.
Отважный император, выведенный из терпения ленью такого большого животного, велел убить его. Молва об этом дошла и до царя Иберов, тогда тот послал ему вторую собаку и велел сказать, чтобы он не испытывал собаку в борьбе с маленькими животными, но пустил ее на слона или льва; «у меня», прибавил он, «только две таких собаки; если и вторая будет убита, то не окажется больше таких».
Александр не замедлил сделать опыт и скоро увидел, как лев был задушен; затем он велел привести слона, – и никогда он ничему так не радовался, как этому зрелищу. Собака, у которой шерсть на всем теле стала дыбом, сперва начала ужасно лаять, потом с возрастающей смелостью и большой ловкостью стала бросаться на слона, то подбегая, то ускользая от него, и очень ловко нападала на него то с одной, то с другой стороны, пока, наконец, утомив его постоянными поворачиваниями, не повалила на землю, так, что земля задрожала».
Происхождение аланской собаки
Говоря о собаках алан, нужно прежде всего отметить, что помимо собственно аланской собаки (лат. саnis Alanus) у алан имелись еще две породы собак, получившие название кавказской овчарки и горской борзой.
Родиной предков аланских собак и кавказских овчарок считается плоскогорье Тибета, где за несколько тысячелетий до нашей эры скотоводческие племена приручили предков тибетских собак.
Эта собака и дала начало двум группам пород.
Первая наиболее близка по внешнему виду к первоначальной – группа азиатских овчарок: тибетская, монгольская, среднеазиатская, кавказская и др.
Вторая группа представлена более крупными собаками – тибетскими догами, от которых произошли многие породы древних догов, в результате многовековой селекции, значительно отличающиеся друг от друга.
Начало боевого использования догов дали Ассирия и Вавилон, откуда боевые доги, сопровождавшие отары овец попадают в Египет, Малую Азию и к скифам.
Скифы также использовали догов как боевых собак. От скифов доги попадают к сарматам и аланам.
Это аланские доги получают такую широкую известность в Европе в эпоху раннего средневековья. Среди аланских догов были и сторожевые, и охотничьи, и боевые собаки.
Охотничьих алагов называли травильными: во время псовых охот, получивших широкое распространение в аланской среде, когда зверя загоняли гончими и борзыми, «алагов» использовали в конце охоты для затравливания крупного зверя, с которым не могли справиться другие собаки: зубра, тура, медведя.
Аланские доги дали начало целому ряду крупных и сильных собак. В эпоху великого переселения народов вместе с аланскими племенами по Средней Европе распространяются и аланские доги.
Как сообщают источники, разведение аланской породы собак начинается и в Европе.
Наибольших успехов в этом деле добиваются испанцы и миланцы (местность, являющаяся в V в. центром аланских поселений).
Внешность и черты характера аланской собаки
Мощных, огромных, внушающих страх одним видом аланских догов называли великанами среди собак. Они отличались агрессивным нравом, бесстрашием в сочетании со спокойствием и чувством собственного достоинства. Эти черты передавались из поколения в поколение, от породы к породе.
Ярко выраженный общий признак догов – укороченные и недоразвитые лицевые кости черепа, при котором собака вынуждена хватать не только резцами и клыками, но и в основном коренными зубами, неестественное и не практичное в дикой жизни, дало свои преимущества на службе у человека.
Они были большими собаками разных видов со светлой (белой) короткой шерстью.
Тактика использования аланских собак
Описание непосредственного применения в бою «алагов» не найдено, однако сохранились письменные свидетельства, рассказывающие о боевых догах и других породах эпохи средневековья.
Собак иногда облачали в специальные доспехи, состоящие, как правило, из металлического панциря, закрывавшего спину и бока собаки, и кольчуги их металлических колец или пластин, предохраняющих наиболее подвижные части тела (грудь, верх предплечий, живот и т.п.). Иногда на голову ей надевался металлический шлем.
Помимо этого на ошейнике и шлеме пса крепились обоюдоострые лезвия или шипы, с помощью которых животное кололо и рассекало тело, ноги и руки атакуемого ею воина, ранила сухожилия ног и вспарывала животы лошадей при столкновении с конницей противника.
Перед сражением собак специально морили голодом, затем разъяренных выпусками на противника.
Они первыми начинали битву и чаще всего последними заканчивали ее, преследуя разбитого врага, приканчивая отставших и раненых.
Врываясь в боевые порядки противника собаки, производили сумятицу, калечили лошадей, ранили и опрокидывали воинов неприятеля.
При этом расстроить ряды врага и на время отвлечь его внимание было половиной дела, основной задачей боевых собак являлась работа на уничтожение живой силы противника.
Вся система подготовки боевой собаки была направлена на то, чтобы вцепившись в воина, собака боролась с ним до тех пор, пока не победит или не погибнет в поединке.
В поединке с человеком доги, уворачиваясь от ударов обороняющегося, стараются зайти сбоку и немного сзади от него. Когда такой заход удается, собака пытается укусить за руку, за ногу, либо за тот предмет, которым человек защищается.
При этом оторвать или поразить хорошо защищенную, тяжелую, физически очень сильную, специально натасканную для убийства человека собаку крайне сложно.
Дрессировка собак в древние времена
Натаскивание собак для борьбы с противником начиналось со щенячьего возраста. Для этого использовались распространенные и поныне методы тренинга. Помощник воспитателя, одетый в специальную накидку из толстой шкуры, дразнил собаку, доводя ее до бешенства.
Когда дрессировщик спускал собаку с поводка, она бросалась на «врага» и впивалась в него зубами.
В это время помощник старался подставить собаке потенциально уязвимые места тела (имея в виду воина в доспехах).
Так развивалась привычка «брать противника точно по месту». В этот же период собакам прививали такие навыки, как преследование бегущего человека и работа с лежащим человеком.
Так, нападая сзади на убегающего человека, дог, настигнув бегущего, хватает зубами его за ноги или торс и валит на землю словно медведя.
Люди, дразнившие собак, постоянно менялись, чтобы воспитать в собаке злобу ко всем людям, а не к конкретному человеку.
На следующем этапе подготовки на одежду из шкуры надевали доспехи противника, затем доспехи надевали и на собаку, постепенно приучая ее сражаться в обстановке, максимально приближенной к боевой.
Шипы на шлеме и ошейнике заменяли деревянными палочками. Собак приучали к толчкам, ударам по щиткам, звону оружия, лошадям.
История «алано», не говоря уже о «алаго» крайне малоизучена.
Как полагают, первоначально аланы напоминали кавказских овчарок. Они были большими собаками разных видов со светлой короткой шерстью. В Европе упоминается пять пород аланской собаки, отличительными особенностями которых является… белый окрас.
В настоящее время отдаленными потомками исчезнувших разновидностей «алаго» считаются сразу несколько пород как производные: черный королевский дог, аргентинский дог, ирландский волкодав, мастифф, горская борзая, кавказская овчарка, испанский бульдог. Что же касается самого «алаго», то его следы безнадежно утрачены в веках.
Читайте также:
Источники:
А.Кочиев Собака аланов или боевые собаки прошлого
Сланов А.А. Военное дело Алан I-XV вв.
Ваш комментарий будет первым