Во Франции ездовых собак, собранных по всей Аляске и переживших путешествие через океан, встретили альпийские стрелки — бойцы элитных подразделений, уже прославившиеся в боях за Вогезы.
Отдавая дань мужеству и стойкости стрелков на полях сражений, немцы прозвали их «Голубыми дьяволами» (Blaue Teufel по-немецки или Diables bleus по-французски). Теперь альпийских стрелков ждала новая роль: они должны были стать погонщиками собачьих упряжек.
ЧИТАТЬ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ИСТОРИИ>>>
Товарищи по оружию
Закон Французской Республики от 24 декабря 1888 года предписывал создание 12 пехотных батальонов, специально предназначенных для ведения боевых действий в горах. Как писал французский военный историк Жан-Пьер Мартин, поводом для создания этих подразделений послужило объединение в 1850-1870 годах соседней Италии в единое государство.
Чтобы предотвратить возможное вторжение итальянцев из приграничных горных районов, и были созданы батальоны альпийских стрелков (Batallions de Chasseurs Alpins). Новые подразделения разместились вдоль итальянской границы в Гренобле, Марселе, Нижних и Приморских Альпах. Главный штаб альпийских стрелков располагался в Марселе.
Бойцов этих подразделений обучали скалолазанию, езде на лыжах, ориентированию в горной местности и навыкам выживания в горах. В состав их экипировки входили альпенштоки и ледорубы. Гордостью французских альпийских стрелков был широкий берет, прозванный «альпийским пирогом» и украшенный жёлтым значком сигнального рога.
Навыкам езды на лыжах альпийские стрелки начали учиться ещё в 1903 году, когда была создана первая лыжная школа в Бриансоне. Французское командование даже привлекало к обучению лыжников, специально приглашённых из Норвегии. К 1914 году езде на лыжах были обучены более 5000 человек из личного состава этих подразделений. В начале Первой мировой войны часть альпийских стрелков была переброшена в Вогезы, чтобы оказывать содействие обычным пехотным частям в условиях войны в горах.
В начале зимы 1914 года благодаря помощи этнических французов из Канады альпийские стрелки получили большое количество снегоступов, которые использовались при передвижении в горных лесах.
Для транспортировки лёгких горных орудий и боеприпасов альпийские стрелки широко использовали сани специальной конструкции под названием Gielly (по фамилии старшего прапорщика — изобретателя этих саней). В случае перевозки тяжёлых грузов ездок стоял позади на «каблуках» лыж, держался за ручки и контролировал процесс при помощи тормозов.
Рождение SECA
Сначала американский каюр Скотти Аллан относился к своим французским ученикам скептически. На Аляске он встречался с золотоискателями из Франции и считал их «хлипкими парнями, всегда взволнованными, нервными и болтливыми».
Однако альпийские стрелки оказались спокойными, серьёзными, добросовестными людьми, с удовольствием обучавшимися искусству управления собачьими упряжками.
Ещё на берегах Америки каждая собака получила медную бляху, на одной стороне которой были выбиты её номер и кличка, а на другой — номер упряжки и номер места в ней. На сбруе каждой собаки также были указаны её номер, кличка и номер упряжки, в которую она входила.
Нарты были помечены номерами упряжек. Аллан организовал шестьдесят упряжек по семь собак, а двадцать собак оставил в резерве. Каждая упряжка состояла из головного вожака, правой крайней, левой крайней, правой центральной, левой центральной, правой задней и левой задней собак. Это был самый простой способ расстановки собак, понятный неопытным французам.
Столбы ограды лагеря, где разместились собаки и добровольцы, выкрасили белой краской. На каждом столбе поставили номер — от первого до шестидесятого. К каждому столбу привязали нарты с соответствующим номером, а на нарты положили упряжь, имевшую тот же номер. Во время занятий под руководством Хааса и Аллана альпийские стрелки учились, используя цифры на собачьих бляхах, запрягать шестьдесят упряжек в шестьдесят нарт без неразберихи и ошибок.
Аллан разбил стрелков на две группы. Одна группа тренировалась до обеда, другая — после. В ходе тренировок добровольцы и собаки постепенно привыкали друг к другу. Аллан внимательно следил за дисциплиной: как только какой-нибудь пёс начинал ворчать или огрызаться, его тут же отводили в конуру. К занятиям собака допускалась, только когда успокаивалась.
Кроме того, такой порядок позволял не перемешивать собак. Хаас, неплохо знавший английский и один из инуитских языков, обучал стрелков простейшим командам, необходимым для управления собаками. Вскоре к отряду, пока не имевшему никакого названия, в качестве инструктора присоединился отец Бернард, миссионер из Канады и Аляски, имевший огромный опыт управления ездовыми собаками.
К середине декабря 1915 года тренировки закончились, и 15 декабря отряд, не без грусти расставшись со Скотти Алланом, отправился на Вогезский фронт. Там его разбили на две секции, которые получили название SECA (Sections d’équipage de chiens d’Alaska) — Секции экипажей собак Аляски.
В боях за «Гору смерти»
Когда собаки и их проводники прибыли на фронт, там шли тяжёлые бои. Особенно горячо было в районе Хартманнсвиллеркопф (Hartmannswillerkopf), именовавшегося в донесениях германского командования как HWK — скалистого выступа в виде острой пирамиды (956 м над уровнем моря), смотрящего на юг Эльзасской равнины.
В 1915 году французские солдаты называли это место «людоедом» или «Горой смерти». Самые ожесточённые бои за эту стратегическую высоту проходили с 26 декабря 1914 по 9 января 1915 года. В этот период атаки и контратаки сторон следовали одна за другой, плацдарм переходил из рук в руки восемь раз.
Людские потери французской армии были очень высоки: один только знаменитый французский 152-й пехотный полк за это время потерял ранеными и убитыми более половины личного состава.
Интенсивно велись артиллерийские обстрелы — например, 21 декабря 1914 года французская артиллерия выпустила по противнику 250 000 снарядов. Очевидцы вспоминали, что к концу дня примыкавший к горам лес напоминал поверхность Луны — одни сплошные воронки от снарядов.
Именно в этот период французская армия испытывала острую необходимость в своевременных поставках боеприпасов, вооружения и продовольствия.
Когда отряд прибыл на фронт, он был разделён на две секции SECA: первую и вторую. Обе секции находились под общим командованием капитана Моффле. Первая SECA под началом лейтенанта Хааса находилась на ферме Танет недалеко от Кол-де-ла-Шлухт. Позже ферма была разрушена во время бомбардировки (погибло две собаки, ещё несколько получили ранения).
После этого собак разместили на базе в лесу слева от дороги Танет-эн-Вальтин, в 400 м от старой базы. В 1-ю SECA входили 114 солдат и унтер-офицеров, 260 собак и 25 саней. Эта секция отвечала за снабжение 151-го и 127-го пехотных полков в районах Лак-Бланк, Лак-Нуар, Рош-де-Фе, Россберг и Белье.
Вторая SECA расположилась в лагере Буссат около горы Брейтфирст. Она подчинялась младшему лейтенанту Иродье, до войны проведшему немало времени в Канаде и США. В её составе было 62 солдата и унтер-офицера, 176 собак, 20 саней и 5 пар лыж. Секция была вынуждена временно переехать в Вильданштейн, когда лагерь подвергся сильному артобстрелу со стороны немцев.
Тогда погибло 20 собак: 18 умерло на месте, 2 скончались позже от ран. После восстановления лагеря секция вернулась в Буссат (15 октября 1916 года). Секция занималась снабжением 152-го, 96-го и 13-го пехотных полков, воевавших в секторах Хартманнсвиллеркопф, Мецераль, Митлаш, Хонек и Линж.
Собак сразу же начали использовать для подвозки боеприпасов на заснеженные вершины Вогезов. Вскоре начальство, привыкшее к классическим транспортным средствам, было вынуждено признать эффективность необычного средства зимних перевозок.
Каждая упряжка могла перевозить до 400 кг грузов за одну поездку со средней скоростью 8 км/ч.
Первым достижением SECA была перевозка за четыре дня 90 т боеприпасов на батарею, снабжение которой люди, лошади и мулы безуспешно пытались наладить в течение целых двух недель.
Затем с помощью собак было проложено 30 км телефонного кабеля и восстановлена связь с пунктом, отрезанным немцами. Разведывательные самолёты установили местонахождение этого пункта, но не могли оказать поддержку застрявшему там отряду. Благодаря телефонной связи и воздушной разведке отряду помогли выйти из окружения и достичь линии фронта.
Собаки SECA за работой, Верхние Вогезы, 1917 год
Летом собаки также не оставались без работы: сани ставили на прорезиненные колёса, и грузы доставляли по специально уложенным рельсам.
Альпийские стрелки стали хорошими каюрами и даже увлеклись спортивной стороной дела, устраивая между собой гонки на собаках.
С ноября 1916 по май 1917 года собаки SECA не знали передышки. В среднем каждая упряжка из 9 собак, входившая в состав секций, перевезла за этот период 22 530 кг и преодолела расстояние в 1350 км — для достижения таких показателей потребовалось бы 200 мулов.
4 ноября 1917 года лейтенант Хаас с гордостью докладывал командованию, что благодаря использованию собак стоимость доставки одной тонны грузов сократилась с 17 до 5 франков. В этом же донесении приводятся суточные затраты на одну собаку из экипажей SECA: 750 г мяса, 550 г хлеба (или 300 г риса, макарон или овощей), 7,5 г соли, 650 г угля, 3 г свечей.
Собачьи упряжки SECA постоянно несли потери из-за обстрелов. К 1918 году из 436 собак, привезённых с Аляски, в живых осталось только 247. За героизм, проявленный в боях, три собаки из состава секций были награждены военными крестами. 1 апреля 1918 года обе секции были сведены в одно подразделение и присоединены к 50-й роте 19-го транспортного эскадрона.
Французское командование всерьёз начало рассматривать закупки в США новой партии из 250 ездовых собак, но 11 ноября 1918 года война закончилась. Необходимость в SECA отпала сама собой, и прошедшие Великую войну собаки дожили свой век в роли домашних псов в семьях их бывших сослуживцев. Интересно, что некоторые из их потомков до сих пор служат в кинологических подразделениях французских альпийских стрелков.
Источник warspot.ru – Операция «Волосатые с Аляски»: герои Вогезского фронта
Ваш комментарий будет первым