В продолжение темы про использование собак в римском военном деле.
Первую часть читайте здесь.
Характеристика пород
Лаконская порода, получившая свое названия от южнопелопоннесской области Лаконика, была хорошо известна уже грекам. У последних эпитет собаки “лаконская” употреблялся столь же часто, как и критский лук, ливийские львы и армянские тигры.
Эту породу упоминает уже в первой половине V в. до н. э. Пиндар. Она являлась, по преимуществу, охотничьей, гончей, имеющей чуткий нюх и хорошо выслеживающей зверя.
Каллимах в середине III в. до н. э. отмечал, что киносурские (= лаконские) собаки с их быстрым бегом затравливают лань и зайца, умело находят логово дикообраза и идут по следу оленя и косули.
Широко использовали лаконцев и в римскую эпоху . Известны “стройные лакены” даже на закате античного общества в V в. Аристотель считал лаконскую породу помесью лисы и собаки. Подобный тип собак Ксенофонт называет лисьим . Видимо, такое представление возникло не только от экстерьера собаки, но и от ее окраса, обычно рыжего.
Немецкий исследователь В. Рихтер полагал, что данная порода являлась помесью дога. Возможно, лаконца мы видим на рельефе из дворца Спады, представляющего мифологических близнецов Амфиона и Зета.
Представителями другой не менее знаменитой греческой породы являлись молоссы, названные так по наименованию одного из основных племен Эпира. Эта порода собак первоначально использовалась греками, а позднее перешла от них к римлянам.
Первоначально, вероятно, молосс был охотничьей и (или)пастушьей собакой, отличающейся мертвой хваткой. Не случайно же Клавдий Элиан в “Истории животных” отмечал, что “молосс наиболее из собак отважен”. Уже Аристотель рекомендовал использовать молоссов как охранных и охотничьих собак, выделявшихся из прочих пород своей храбростью и величиной тела. Элиан также отмечает красоту и рост молосс.
В городах молоссов использовали как сторожевых собак . Даже на закате античного мира Клавдий Клавдиан упоминает молоссов как самых обычных собак.
Иногда исследователи считают, что существовало два отдельных вида этой породы: более крупные пастушьи эпирские и охотничьи молосские, имеющие меньшие размеры. Однако, в источниках не проводится никакого различия между этими двумя породами, за исключением сообщения Никандра из Колофона, различающего мифологическое происхождение эпирских собак из Хаонии и из Молоссии.
Вероятно прав Э. Куни, рассматривающий их как одну породу. Хотя, очевидно, что молоссы внутри породы имели различные подвиды, различающиеся по времени и месту их появления. В целом, как отмечает немецкий исследователь истории животных Отто Келлер, собака из Эпира представляла собой короткомордого дога с небольшими согнутыми вниз ушами. Римский агроном I века Л. Юний Модерат Колумелла говорит о черном окрасе у данной породы. Считается, что молоссы были предками догообразных мастифов, от которых, в свою очередь, произошли булленбейцеры.
Вероятно, молосса представляет римская мраморная статуя из Флоренции. Ведь эта собака похожа на льва, а, как мы помним, Варрон сравнивает рекомендуемую им собаку именно с “царем зверей”, хотя он не упоминает при описании экстерьера собаки гривы. По-видимому, также молоссов мы видим на монетах из северо-западной Греции: серебряной из Молоссии, бронзовой из Эпира и на бронзовой монете и серебряном статере из Аргоса Амфилохийского.
Отбор и содержание
В целом, по поводу окраса охотничьей собаки Ксенофонт замечал:
“Цвет шерсти не должен быть совершенно рыжий или совершенно черный или белый: одномастность есть признак диких зверей, а не настоящей породы. Красноватая или черная масть должна иметь белые пятна на передней части головы, белая – красноватые” (пер. Г. А. Янчевецкого).
С другой стороны, страстный любитель псовой охоты Флавий Арриан призывал не пренебрегать собаками одной масти, черной, рыжей или белой. Таким образом, видимо, эти три окраса в античное время и были основными.
Относительно выбора пола собаки единого мнения не было. Так, сука считалась быстрее кобеля, но последний был более выносливым. Известный историк, а также страстный любитель псовой охоты Флавий Арриан отмечал, что кобель сохраняет резвость до десятого года, а сука до пятого.
Иногда пастушьих собак холостили, считая, что тогда они не уйдут от стада, иногда этого не делали, полагая, что после кастрации они будут менее злы. Сукам, чтобы не испортить породу, Ксенофонт рекомендует повязывать широкие пояса с остриями.
Даже пастушьим собакам рекомендовалось иметь особый ошейник melium (“лучший”), который с внешней стороны был утыкан гвоздями, а с внутренней – обтянут мягкой шкурой. Он защищал собаку от укусов диких зверей.
Еще Ксенофонт советовал делать ошейник широким, а поводок – с петлей для руки. Если привязанное животное грызло ремень, то его заменяли на железную цепь.
Напоминаю, что это часть статьи журнала Para Bellum об особенности использовании собак в римском военном деле.
Ваш комментарий будет первым