Служебные собаки в военной пропаганде Японии

Около 10 тысяч собак несли службу в Японской императорской армии. Они работали в составе посыльных, охранных, розыскных и упряжных команд. Победоносно маршируя по Маньчжурии и другим областям Китая, японские военные осознали как важно обеспечить бесперебойное пополнение собак.

Государство обратилось к гражданам с просьбой пожертвовать своих домашних питомцев на военные нужды (в точности как в США). Их будущую службу чиновники называли не иначе как “раем для служебных собак”.

Собаки на страницах японских книг

Как можно убедить людей отдать своих любимцев в неизвестность? Япония запустила целую кампанию, направленную в первую очередь на детей. В июне 1932 года Министерство связи страны подало прошение о создании новостной радиопередачи для детей, где освещение подвигов собак на войне считалось первоочередной задачей.

Японский солдат на посту с собакойУвлечение детей собаками и войной в те годы можно объяснить и другими событиями. Начиная с 1920-х годов детская литература в Японии процветала: авторы и издатели умело использовали возможности окрепшего среднего класса, которой был теперь в состоянии покупать книги и журналы для детей.

Создание программы «Армейские собаки», наряду с национализмом и военной лихорадкой, которая охватила страну после Маньчжурского инцидента в 1931 году, добавили масла в огонь.

Служебные собаки все чаще стали мелькать в книгах, настольных играх, детских песнях, в мультфильмах и на открытках. Некоторые истории изображали вымышленных детей-героев, которые помогают армии, другие, напротив, были вдохновлены реальными событиями.

Легендарные собаки Японии — Конго, Нати и Мэри

Особенной популярностью пользовалась история трех посыльных собак — Конго, Нати и Мэри. Три немецкие овчарки были подопечными капитана Итакуры, известного кинолога-специалиста. Итакура обучил собак доставлять сообщения, кроме этого они получили базовые навыки патрулирования.

Служебная собака Японской императорской армии. Открытка 1930-тых годов.
Служебная собака Японской императорской армии. Открытка 1930-тых годов.

Собаки были использованы в первый же день начала вторжения в Маньчжурию — 18 сентября 1931 года. Всю ночь они переносили депеши от переднего края до штаба. Во время взятия китайских казарм, собаки были вместе со своими проводниками, которые присоединились к штурму. В этом бою все три собаки отбились от своих кинологов и исчезли. Через три дня тела Нати и Конго были найдены среди обломков, Мэри бесследно пропала.

Эта история оказалась в умелых руках пропагандистов и обросла огромным количеством мифов.

Итакура (крайний слева) со своими коллегами из Группы по изучению военных собак в 1930 году. Фотография Императорской армии.
Итакура (крайний слева) со своими коллегами из Группы по изучению военных собак в 1930 году. Фотография Императорской армии.

В газетах появилась информация, что собаки были найдены со множеством ран среди гор трупов врагов. В их пасти нашли огрызки китайской униформы. Имена Нати и Конго удачно совпали с названиями старых синтоистских и буддийских святынь в горах Японии.

Интересно, что собака с европейским именем Мэри на некоторое время пропала из повествования. Позже, она будто бы вернулась в дом своего хозяина исхудавшая и голодная. Хотя все три собаки были немецкими овчарками, как и 90% служебных собак в рядах императорской армии на то время, японцы очень любили эту породу.

В руководстве для учителей из учебника 1935 года говорилось, что немецкие овчарки “выражают истинный дух Ямато (древнее самоназвание Японского государства), являются образцами расчёта накопившихся долгов, воплощением бесстрашной храбрости. В верности и отваге они не уступают японским солдатам и самый свирепый бог будет оплакивать их”.

История о «безмолвных воинах», погибших с честью на поле боя, вероятно, была бы достаточно убедительной для пропаганды, но смерть их хозяина Итакуры через два месяца после Мукденского инцидента сделала собак особенно популярными.

Памятник японской служебной собаке в буддийском храме
Памятник японской служебной собаке в буддийском храме

Школьники начали собирать деньги, чтобы возвести животным памятник, вскоре к ним присоединились и взрослые. Тела собак перезахоронили из заднего двора дома Итакуры в один из храмов.

Подобно тому, как родители смотрели на своих детей, марширующих на войну с флагами восходящего солнца, от владельцев домашних животных ожидали, что они отдадут своих питомцев на благо нации. И действительно, именно пожертвование стало основным источником пополнения собак в армии Японии.

Историю Нати, Конго и Мэри смогла впоследствии затмить только история Хатико. Акита-ину устояла благодаря своим гражданским корням. Конго и Нати, рожденные и популяризированные машиной военной пропаганды, были вычеркнуты из детских текстов оккупационной администрацией американцев. Воспетый подвиг служебных собак в современной Японии полностью забыт.

Перевод Собаки на войне The Canine Heroes of the Imperial Japanese Army