Собаки кельтов использовались на охоте, охраняли дома и сопровождали хозяина на войну. Упоминания о них часто встречаются в древних сагах, а в мифологии и религии они часто представляют подземный мир и темные силы. Но больше всего упоминаний о собаках того времени мы находим в древних сагах.
Существуют литературные подтверждение, которые отмечают, что древние галлы обучали собак для охраны племенных вождей и даже завозили древние британские породы для их использования в боевых действиях. Хотя, ко времени завоевания Цезарем галльских земель (50 гг. до н.э.), использование боевых собак континентальными кельтами уже прекратилось.
Этот факт не отменяет того, что в отдаленных уголках кельтских поселений, а именно на территории современной Ирландии и Уэльса, возможно, продолжали обучать псов войны.
Что ж, переходим к самому интересному – к описанию собаки кельтов в сагах того времени.
Похищение быка из Куальнге
Первым ирландским литературным доказательством использования собак в бою можно считать сагу «Похищение быка из Куальнге», которая является частью цикла саг о войне уладов с королевой Коннахта Медб и её мужем Айлилем, которые собирались украсть племенного быка Донна Куальнге, и об усилиях, которые прикладывал юный уладский герой Кухулин (пес Кулина), чтобы противостоять им.
Происхождение этой истории остается неясным, хотя она была впервые записана монахами еще в 7-ом или 8-ом веке с устных преданий, в которые могли быть включены подлинные элементы жизни общества первого века до нашей эры.
В конце одного из вариантов записи этой саги имеются такие слова:
“Но я, записавший эту историю, или, вернее, эту басню, не верю в происшествия, описанные здесь. Некоторые из них — это уловки демонов, другие — поэтические выдумки; некоторые возможны, другие невозможны; хотя, однако, и предназначены для услаждения безрассудных.”
Конечно же, большая часть описанных характеров не является историческими личностями, но “Похищение” дает хоть и ограниченную, но возможность взглянуть на то, как жили древние ирландцы в дохристианскую эпоху.
Так, в саге воин Мак Рот замечает мужчину на колеснице, впереди которого бежит пятнистая собака. Следует отметить, что здесь она описывается только как собака, которая сопровождает хозяина на войну, но никак не в образе боевого пса.
Этот эпизод может напомнить читателю барельеф в основании креста святого Патрика и святого Колумбы (700-800 гг. н.э.), на которой собака сопровождает всадника и колесницу.
Хотя, это изображение скорее относится к охоте, чем к войне.
Есть, тем не менее, несколько отдельных отрывков, которые, кажется, подразумевает, что иногда собаки использовались более агрессивно.
Так, описывая битву Кухулина, во время которой он убил множество царей (только имен упомянуто 178), встречаются такие строчки:
“Шестнадцать раз по двадцать королей поразил
Кухулин у Бреслех Мор на Маг Муиртемие и без счета собак, лошадей, женщин, детей, мальчиков и простого народа, ибо и одному из троих ирландцев не удалось ускользнуть без разбитого глаза, бедра, головы иль какой-то иной вековечной отметины.”
Так же, в повести о свинье Мак Дато предлагается яркий портрет собаки, которую использовали непосредственно в разгар боя между уладскими воинамии Коннахта:
“Тогда вышел наружу Мак-Дато, держа рукой своего пса. Он спустил его, чтобы посмотреть, чью сторону примет пес своим песьим разумом. Пес принял сторону уладов и накинулся вместе с ними на коннахтов, которые, вконец разбитые, обратились в бегство.
Рассказывают, что на полях Айльбе, через которые отступали Айлиль и Медб, пес вцепился зубами в дышло их колесницы. Тогда Ферлога, возница Айлиля и Медб, так хватил его мечом по шее, что туловище его отвалилось; голова же осталась вцепившейся зубами в дышло.”
Táin Bó Flidais
Помимо Уладского цикла, другой захватывающий рассказ об использовании собак в военных действиях содержится в ирландском сказании Táin Bó Flidais. В одном из разделов, Дональд со своим войском и со сворой из 50-ти собак во главе с огромной сукой преследовал банду налетчиков.
Дональд первым настиг врага и спустил на него своих собак. Они с неистовством вцепились в убегающих мужчин. Сука, возглавлявшая свору, вскочила на колесницу воина по имени Фергус. Резкий бросок собаки перевернул колесницу, в последний момент Фергусу удалось выпрыгнуть, а незадачливый безголовый возница остался на растерзание собаки. Вскоре собака настигла и самого Фергуса, но ему удалось поразить ее копьем.
Фенийский цикл
Фенийский цикл – один из четырёх главных циклов ирландской мифологии. Он повествует о Финне Мак Кумале и его соратниках, входивших в «Фиану Эйринн» (Фианна, фианы, фении) — небольшую полунезависимую дружину воинов, которая жила в лесах и занималась торговлей, разбоем и охотой, но могла быть призвана королем в случае войны.
“Преследование Диармайда и Грайне” является одним из самых знаменитых ирландских мифов. Один из эпизодов рассказывает о большой группе воинов, среди которых есть три собаки-ищейки:
“Мы три королевских вождя страны Муйри Лохт,- отвечали они ему.- И Финн, сын Кумала, послал нас искать скрывающегося в лесах преступника, восставшего против Финна,- врага, которого Финн нагнал и имя которому Диармайд О’Дуйвне. Чтобы схватить его, прибыли мы сюда. У нас с собою три ядовитых пса, которых мы пустим по следу; и не пройдет много времени, как мы узнаем, где скрывается этот злодей, ибо наши псы в огне не горят, в воде не тонут и оружие их не берет.”
Впоследствии, эти собаки были убиты: одна загрызена щенком, другая пробитая копьем, ну а третья, самая страшная погибла от рук Диармайда: “ядовитый пес с быстротой молнии подскочил на воздух и растерзал бы Грайне, если бы Диармайд не схватил его за задние лапы и с такой силой ударил о скалу, что мозги вытекли из его ядовитого черена и брызнули через пасть и уши.”
Слишком подробно, не правда ли? Но, по мнению древних ирландцев, только так мог поступить настоящий герой.
Пестрая книга
Маловероятное, но не менее интригующее упоминание про боевых собак мы встречаем в “Пестрой книге” (Leabhar Breac), которая была впервые записана приблизительно в 1230 году. В одной из историй странствующие моряки, проплывая мимо Норвегии и Исландии, терпят крушение возле острова, который они ошибочно принимают за Ирландию. Здесь они натыкаются на необычайно высоких одноглазых людей, которые спускают на пришельцев огромных собак. На глазах у товарищей один из моряков был разорван на куски этими ужасающими тварями. Как оказалось, эти собаки использовались для того, чтобы преследовать злоумышленников и нарушителей…
Это собрание среднеирландских и латинских церковных сочинений было составлено в конце четырнадцатого/начале пятнадцатого века и включает в себя истории из жизни святого Патрика.
В одном из эпизодов, святой Патрик сталкивается из сторожевой собакой. История была такова: святой Патрик на лодке приближался к берегу, где некий мужчина, увидев его, спустил на него сторожевого пса. Патрик крестным знамением и магическими заклинаниями останавливает эту собаку, заставив ее застыть в одной позе.
Ирландские собаки на экспорт
Существует некоторые литературные свидетельства того, что ирландские собаки были экспортированы за рубеж, где активно использовались их агрессивные качества.
Одно из самых ранних упоминаний об этих собаках мы находим в письме римского консула Квинта Аврелия Симмаха, датированном 393 г. н.э., в котором он благодарит своего брата за подаренных 7 ирландских (шотландских) собак (Scottici canes) для устройства игр и зрелищ.
Кроме того, в Исповеди святого Патрика (Confession of St. Patrick) вскользь упоминается о внешней торговле собаками, а исландские саги описывают использование собак, привезенных из Ирландии, для охоты, личной безопасности и как сторожевых собак для защиты своих длинных домов от набегов врагов.
Самые знаменитые собаки древнеирландских саг принадлежали Олаву и Гуннару (пес Чорный) и Олаву сыну Трюггви (Виги).
В саге о Ньяле Олав дарит своего верного пса Гуннару для охраны:
“— Я хочу подарить тебе три вещи: золотое запястье и плащ, которыми владел король ирландцев Мюркьяртан, и большого пса, которого мне подарили в Ирландии. Он помощник не хуже крепкого мужчины. Кроме того, у него человечий ум: если он знает, что человек твой недруг, он будет лаять на него, но он никогда не будет лаять на твоего друга. Он видит в каждом человеке, желает ли он тебе добра или зла. Ради тебя он не пожалеет и своей жизни. Этого пса зовут Черный.
Затем он сказал псу:
— Теперь твой хозяин — Гуннар, служи ему верой и правдой.
Пес тотчас подошел к Гуннару и улегся у его ног. Олав сказал Гуннару, чтобы он был осторожен, потому что у него много завистников.”
А вот первая встреча с Виги (Сага об Олаве сыне Трюггви):
“А у бонда была большая пастушья собака. Он показал ей на стадо, а там было согнано много сотен голов. Собака обежала все стадо и отогнала ровно столько коров, сколько, по словам бонда, у него было. Все они были мечены. Было очевидно, что собака и правда узнала коров и что она удивительно умна. Тогда Олав спросил бонда, не отдаст ли он ему эту собаку.
– Охотно, – сказал тот.
И Олав сразу же дал ему в обмен золотое обручье и заверил его в своей дружбе. Собаку эту звали Виги, и лучше ее не бывало. Она долго была у Олава.”
Конечно, можно считать, что все эти и другие упоминания о собаках в различных письменных источниках являются недостаточным доказательством использования боевой собаки в древней ирландской истории. Но нельзя игнорировать тот факт, что они занимали видное место в литературе и часто ассоциировались со сражениями, будь-то как личная охрана воина, как собака-ищейка, которая выслеживала беглецов или боевая собака, сражавшаяся наравне человеком в бою.
Источник:
Ваш комментарий будет первым