В традиции древних германцев собака считалась могущественным мифологическим животным, равнозначным волку, тотемом, символом и спутником воина, вождя и его проводником в загробный мир.
Породы и внешний вид
Собака была одомашнена древними германцами уже в поздний бронзовый период (около 1500 век до н.э.). Ее основными функциями были охрана жилища и пастбища, а также помощь на охоте.
В “Аламанской правде” и в “Баварской правде” в связи с денежными штрафами упоминаются различные виды собак в зависимости от их функций:
– охотничья (боевая) собака как таковая
– особые подвиды охотничьей собаки: легавая, гончая, ищейка (способная идти по следу), бобровая собака, собака, охотящаяся под землей (предок таксы?), борзая, собака для ястребиной охоты и собака, с которой ходят на черную дичь (кабана).
– пастушья собака, способная вступить в схватку с волком
– дворовая собака.
Важно помнить, что текст “Аламанской правды” (Lex Alamannorum) и “Баварской правды” (Lex Bajuvariomm) являются памятниками высокого Средневековья. Соответственно, кое-какие из указанных выше разновидностей собак могли появиться в более позднюю эпоху и уже представлять собой настоящие породы в современном смысле слова.
Находки археологов позволяют дать точное описание германской собаки I-II веков: это были крупные животные, от 48 до 67 см высотой, в среднем 54 см, служившие, по всей видимости, в качестве охотничьих, пастушьих и сторожевых собак.
Череп собаки из Обердорлы (коммуна в центральной части современной Германии) наряду с признаками одомашнения обнаруживает особенности, характерные для волка, причем исследователи допускают как возможность случайного скрещивания домашней собаки и волка, так и приручение пойманного волка и его скрещивание с собакой в домашних условиях.
Интересно, что домашние собаки в римских поселениях на территории Германии больше отличаются по своим размерам. Наряду со средними и крупными собаками там жили и карликовые собачки, достигавшие в высоту всего 20-30 см.
Охота
В начале новой эры германские племена занимали земли от Одера до Рейна и от Дуная до Балтийского моря. К востоку от них жили предки славян, к западу – кельты. Почти все это огромное пространство в то время было покрыто густыми лесами, и любимым занятием германцев была охота. В лесах водилось много зверья – лоси, туры, медведи, зубры, кабаны.
На крупных животных германцы охотились большими группами. Разумеется, собака также сопровождала охотников. Начиная с IV века, среди древних германцев распространяется соколиная охота, зародившаяся еще в евразийских степях. Она предполагала особое снаряжение охотника: ловчая птица (обычно самка ястреба или ястреба-перепелятника) , лошадь и собака.
Обычай соколиной охоты IV-VI вв. существенно повлиял на становление пород собак, поскольку для этого вида охоты необходимо было иметь специально обученную собаку с отличными физическими данными.
Языческие ритуалы и жертвоприношения
Древние германцы приносили собаку в жертву. Также известно, что мясо собаки употреблялось в пищу: об этом свидетельствуют археологические находки Железного века. По мнению исследователей, поедание собаки, как и лошади, было призвано “покрыть потребность в мясе”, но вопрос о ритуальном характере трапезы остается открытым.
Считается, что собаки, как мусорщики и падальщики, связывались со смертью. В большинстве древних культур существуют верования о том, что дух еды попадает в того, кто ее съел (отсюда, множество обрядов, связанных с поглощением еды).
Но к 5 веку нашей эры наличие раздробленных костей собак, свидетельствующих об их использовании в качестве еды, в захоронениях почти отсутствуют. Археологи объясняют этот факт тем, что собаки начали активно использоваться в качестве помощников охотников и земледельцев.
Гораздо более часты находки целых скелетов. Самыми крупные собаки были обнаруженные в погребениях эпохи Великого переселения народов на территории Германии – их рост составлял 62-68 см в загривке (в среднем 64,6 см). По строению скелета они больше всего похожи на современную немецкую овчарку.
Собака была традиционным жертвенным животным древних скандинавов.
В “Деяниях архиепископов Гамбургской церкви” так описывается само жертвоприношение:
“Вот как происходит жертвоприношение. Из всей живности мужского пола приносится девять голов: считается, что их кровь умилостивит богов. Тела же этих животных развешиваются в близлежащей роще. Эта роща священна для свеонов, потому что, согласно поверью, благодаря смерти и разложению жертв ее деревья становятся божественными. Один христианин рассказывал мне, что видел в этой роще висевшие вперемежку тела собак, лошадей и людей, общим числом 72. А о многочисленных нечестивых магических песнопениях, которые они обычно исполняют, совершая обряд жертвоприношения, лучше будет вообще умолчать” (пер. В. В. Рыбакова и М. Б. Свердлова).
Собак приносили в жертву не только при коллективном (смешанном) жертвоприношении людей и животных. В некоторых домах поселения V в. близ Вальтерсдорфа (округ Кёнигс-Вустерхаузен) и в поселении той же эпохи “Ам Доннерсберг” близ Гильде (округ Гослар) обнаружены полные скелеты собак, и исследователи полагают, что животные были захоронены в качестве строительной жертвы.
Собак также хоронили вместе со знатным хозяином. Так, исследования немецких археологов показали, что все собаки в захоронениях эпохи Великого переселения народов были кобелями – то есть, как и при отборе лошади знатного германца, отдавалось предпочтение особям мужского пола. Собаки, погребенные вместе с хозяином, находились в полном расцвете сил: большинству из них было 2-3 года, самым молодым – полгода, а самым старым – не более 6-8. Это ясно свидетельствует о том, что собаки, принадлежавшие знатному человеку, приносились в жертву на его похоронах и буквально следовали за хозяином.
Роль собаки в древнескандинавском жертвоприношении и погребальном обряде была исключительно велика, но в текстах эти традиции почти не отражены.
Собака как символ власти
Собака была символом власти у лангобардов: достаточно вспомнить их старое племенное прозвище “бешеные псы” и традиционную “песью” символику в именах и прозвищах Скалигеров, герцогов Веронских, и их родичей. При этом собачья голова была символом рода Скалигеров – “песий шлем” Кангранде и увенчанные коронами псы, держащие герб Скалигеров. В поздней датской традиции Дикий Охотник (= Один) носит имя “Король Псоглав”.
В дополнение к этому следует указать, что имя “Щенок или Собачка” в “Саге об Олаве сыне Трюггви” носит сын оркнейского ярла Сигурда:
“Затем ярл дал конунгу (военный предводитель) клятву верности и стал его человеком. Он дал Олаву в заложники своего сына, которого звали Щенок или Собачка, и Олав взял его с собой в Норвегию”.
В “Пряди о Фроди” также можно встретить идею связи собаки с конунгом и знатным родом: Хельги и Хроар, сыновья Хальвдана, ради спасения выдаются за собак или даже превращаются в них благодаря колдовству их защитника Вивиля, способного отводить глаза врагам.
Таким образом, спасение жизни в облике собаки – особая удача, не бросающая тени на сыновей конунга. Примечательно, что отпрыски знатного рода последовательно выдаются за собак и коней (и именуются соответственно собачьими и конскими кличками), а не, скажем, за рабов, овец или мешки с зерном. И поскольку археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что собака и лошадь были атрибутами вождя и воинской элиты, сопоставление сыновей конунга именно с этими животными находит прочную опору в традиции.
Тот же мотив встречается в предании о лангобардском короле Ламиссио и начале франкской династии Вельфов: младенцы – отпрыски знатного рода – ради спасения выдаются за слепых щенков.
Представления о собаке как об охраннике в кельтской жизни широко представлены в одном из мифов о ранних годах жизни Кухулина. Кухулин получил свое имя – “пес Кулина”, – от того, что убил собаку могучего чародея-кузнеца Кулина и согласился выполнять у него обязанности собаки в течение семи лет – пока не подрастет достойная замена погибшему животному.
Это “родство” с собаками сохраняется и во взрослой жизни Кухулина: он не мог есть собачье мясо – это было табу для него. Когда же он нарушил этот закон и съел мясо пса, силы его ослабли и в итоге герой умер.
Источники:
Ганина Н. А. Собака в древнегерманской традиции
Энциклопедия для детей Аванта. Всемирная история
Ваш комментарий будет первым