Как мы уже знаем из предыдущей статьи, в войне во Вьетнаме активно применяли собак для караульной службы и собак-скаутов. Сегодня мы поговорим о разыскных собаках или собаках-ищейках (tracker dogs), которые специализировались на поиске мин, тайников и тоннелей.
Густая растительность вьетнамских джунглей чрезвычайно затрудняло поиск противника, использовавшего партизанскую тактику налетов с последующим разрывом контакта и быстрым отходом.
Опыт британцев
Британцы в свое время столкнулись с такой тактикой на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны и позже на Борнео и в Малайзии, и имели серьезные наработки по решению этих задач с использованием собак. Успехи британцев воодушевили американское командование на использование своих кинологов с разыскными собаками (в основном бладхаундами).
Первый опыт оказался не совсем удачным – никак не удавалось обучить бладхаундов соблюдать тишину во время работы. Тогда было решено обратиться к британцам, чтобы те поделились опытом. Генерал Уэстморленд в мае 1966 встретился с командующим британскими войсками в Сингапуре, после чего была достигнута договоренность о посещении американскими офицерами британской военной школы в джунглях в Малайзии, результаты работы которой весьма впечатлили американцев.
Британцы для поисковых операций использовали разыскные команды – combat tracker team (CTT), численностью 10 человек. Разыскные команды делилась на три основных элемента:
– управление( два сержанта – командир группы и заместитель плюс рядовой – радист),
– поиск ( два следопыта и два кинолога с ищейками),
– прикрытие (3 стрелка).
В качестве ищеек использовались лабрадоры-ретриверы. Следопыты использовались, когда собаки теряли и не могли найти след. Все бойцы команды, кроме кинологов получали подготовку следопыта в этой же школе.
Обучение разыскных команд
В сентябре 1966 было подписано британо-американское соглашение о подготовке в малазийской школе личного состава для 14 американских разыскных команд. Власти Малайзии категорически не желали огласки своего участия в войне и потому все дальнейшие действия проходили в условиях повышенной секретности.
Контингент добровольцев для обучения набирали из состава американской армии во Вьетнаме. Суть происходящего им не разъясняли, говорили лишь о прохождении обучения в нейтральной стране с последующим возвращением во Вьетнам и участии в опасных секретных операциях.
Отобранных солдат размещали в охраняемом военной полицией лагере под Сайгоном. Затем им выдавали деньги и вывозили в город для покупки штатской одежды, после чего их в этой одежде фотографировали.
На следующий день добровольцев отправляли гражданским авиарейсом в Малайзию. Гражданские паспорта с визами Малайзии они получали прямо в самолете. По документам они числились учителями, строителями и.т.д. По прибытии в школу (British Jungle Warfare School – BJWS) расположенную в глубине джунглей, курсанты получали британскую униформу и снаряжение.
Инструкторский состав BJWS был в основном из состава специальных частей (SAS и пр.) Новой Зеландии, Австралии, Великобритании. По воспоминаниям американских курсантов – все инструкторы очень хорошо знали свое дело, но особенно отличались новозеландцы (которых американцы называли киви) и непальские горцы – гуркхи.
Курсанты обучались по двум основным специализациям – следопыты (visual trackers) и кинологи разыскных собак (tracker dog handlers). Обучение следопытов длилось около 2-х месяцев, кинологов и собак – существенно дольше.
Процесс обучения был достаточно тяжелым, 30% курсантов так и не смогли его закончить.
Следопытов учили находить следы, определять их возраст, направление и скорость движения разыскиваемой группы , ее численный состав, вес груза который несут разыскиваемые, их моральное и физическое состояние. Для этого от них требовалось отличное зрение, интеллект, память, физическая и моральная выносливость.
На войне опытные следопыты, случалось, определяли и вооружение группы, могли отличить отряд Вьетконга от подразделения армии северного Вьетнама. Считалось, кстати, что подразделение регулярной армии Северного Вьетнама найти проще чем партизан.
Первоначально американцы во время тренировок также действовали командами по 10 человек. Планировалось придать каждой пехотной дивизии по 2 таких команды.
После подготовки и опробования в условиях Вьетнама первых двух команд, было решено перейти к использованию разыскных команд численностью 5 человек – командир (офицер или сержант), следопыт, кинолог с собакой, 2 стрелка или стрелок и радист. Таких команд полагалось по 2-4 на дивизию.
После окончания срока командировки во Вьетнаме часть бойцов отправлялась готовить кадры для разыскных команд на территории США.
В ноябре 1967 школа военной полиции в Форт Гордон начала программу подготовки разыскников (следопытов и кинологов). Там же готовили и собак – лабрадоров-ретриверов.
Существенную помощь школе оказывали прибывшие британские и новозеландские инструкторы из BJWS. Следопытов готовили в течение 8 недель – 5 недель индивидуальной подготовки и 3 недели совместных тренировок с кинологами и собаками. Кинологов и собак готовили от 3-х до 9 месяцев, в зависимости от уровня начальной подготовки собаки. Командиры разыскных групп обязаны были успешно закончить оба курса и иметь боевой опыт.
Велась подготовка разыскников и непосредственно во Вьетнаме, часто кинологов-скаутов переучивали на разыскных кинологов, следопытов переучивали на кинологов, или кинологи и следопыты занимали посты командиров разыскных команд. Переучивали на ищеек и собак-скаутов.
Цели разыскных команд
В отличие от британских разыскных команд, перед американскими разыскниками не ставилась задача вступать в бой. Их основной задачей было восстановление утерянного контакта с противника.
Как правило, они работали по вызовам командиров пехотных частей. Получив вызов из бригадного или дивизионного оперативного центра, команда выдвигалась на машине или вертолете к месту потери контакта и оттуда начинала поиск и преследование противника.
Если противник в процессе разделялся на группы, то к преследованию подключали дополнительные команды. При его обнаружении, они просто должны были навести на него свою авиацию, пехоту или артиллерию. Но, в реальности бойцам разыскных команд приходилось воевать довольно часто. Кроме поиска противника, разыскные группы часто занимались разведкой территории, поиском лагерей и складов Вьетконга по следу пойманных партизан (т.н. back-track), привлекались к поиску потерявшихся или отставших от части американских солдат, сбитых пилотов и.т.п.
В целом, действия разыскных команд в ходе войны оцениваются как успешные, хотя всемогущими они не были. Довольно часто бывало, что не смотря на все усилия разыскникам так и не удавалось взять след и обнаружить противника.
Основной причиной влиявшей на успех или провал поисковой миссии был возраст следа по которому пыталась работать разыскной команде. Если он не превышал 2-3 часов, шансы были весьма велики, если больше 24 – минимальны. Многое также зависело от погоды, местности, времени суток и конечно от квалификации самих следопытов.
Случалось так, что разыскная команда обнаруживала противника, но вызванная пехота не успевала вовремя к месту контакта, или авиация по каким то причинам не могла работать, и противник успешно уходил. Срок работы разыскной команды в поле составлял 48 часов. При наличии снабжения и замены собаки, команда могла работать и дольше.
Понятно, что в процессе работы разыскные команды часто натыкались на мины и растяжки, попадали в засады и несли серьезные потери. Наиболее эффективным решением оказалось включение в разыскную команду кинолога с собакой-скаутом (чаще всего немецкой овчаркой), у которой было хорошо развито верхнее чутье. Также ценились собаки прошедшие обучение как скауты, а затем как ищейки. Они успешно работали по следу, но при этом вовремя предупреждали кинолога о минах, ловушках и засадах.
Как бы то ни было, по заключении группы исследования боевых операций армии США ( Combat Operation Research Group – CORG) разыскные команды были более эффективным средством разведки и поиска противника, чем любые другие средства, включая электронно-механические устройства.
Для примера, разыскные команды №5 и 13 (с февраля 1968 – 61-й пехотный разыскной взвод) приданные 1-й пехотной дивизии за 1967-68 гг выполнили 274 задания (от 6 до 36 заданий в месяц).
С апреля 1967 по декабрь 1968 разыскники получили 85 наград: 1 Серебряную звезду, 15 Бронзовых звезд, 19 Воздушных медалей, 40 Army commendation medal (похвальная медаль), 10 Пурпурных сердец плюс 50 боевых значков пехотинца. В 1968 при помощи бойцов 61-го IPCT было обнаружено свыше 300 бункеров противника, убито 120 и взято в плен 35 вьетконговцев.
Большинство разыскных собак, попав во Вьетнам, служили там до конца жизни. Но у одного лабрадора из 61-го IPCT оказалась иная судьба. Уже списанный с боевой службы, он попался на глаза генералу Крейтону Абрамсу, который забрал его себе. Пес по кличке Дьявол стал его любимцем.
Часть 1. Собаки в войне во Вьетнаме
Часть 3. Война во Вьетнаме. Собаки-миноискатели
Источник:
Ваш комментарий будет первым