Раскопки ассирийских дворцов и памятников дали нам представление о древней культуре некогда могущественных народов Передней Азии. Все ассирийские цари вели грандиозное строительство — от сравнительно скромных частных домов до пышно украшенных храмов и великолепных дворцов. На стенах этих зданий мы находим изображения сцен с участием собак.
Запечатленная таким образом хроника империи повествует о воинственных правителях, любивших триумфальные шествия, когда победитель ведет за собой множество женщин, солдат, лошадей, колесниц, закованных в цепи пленников.
Рисунки изображают ассирийских царей, приносящих жертвы своим богам и охотящихся на диких зверей.
О высоком уровне развития ассирийской культуры можно судить по изображениям мужчин в искусно вытканных и расшитых одеждах, осыпанных драгоценными украшениями.
Ассирийцы изготавливали свою утварь из золота, серебра и слоновой кости; ковры и ткани экспортировались в Грецию, где их во множестве имитировали. Возможно, таким же образом вывозили и ассирийских собак, ибо в более поздние времена у греков и римлян встречаются похожие на догов собаки.
Особенно интересны для нас скульптурные изображения ассирийских собак, ведущих происхождение от индийских, как упоминается в древних письменных источниках.
Происхождение ассирийских собак
Многие ученые полагают, что все догообразные собаки происходят с Тибетского нагорья, и на этом основании говорят об идентичности обитавших у подножия Гималаев индийских и тибетских собак.
Естественно, что тибетским собакам, оказавшимся в более теплом климате, предстояло в скором времени лишиться длинной пушистой шерсти.
С другой стороны, собаки, сложением напоминавшие догов, существовали независимо от других в центральных областях России, в Польше и в Германии. Это доказывают найденные в раскопках крупные и массивные черепа собак. Собаки крепкого, мощного телосложения, обитавшие в тех регионах, вели нелегкую жизнь в суровых природных условиях и сражениях с дикими животными.
Сохранились два изображения собак на древних ассирийских памятниках. Одно из них – рельефная плита из вавилонского храма, построенного за две тысячи лет до н. э. и восстановленную впоследствии Навуходоносором.
На одной части рельефа изображен ассириец, ведущий на поводке могучую, похожую на дога собаку, а на другой – собаки, преследующие двух львов, пораженных стрелами.
Эти ассирийские боевые собаки похожи на современных тибетских догов массивным туловищем, крепким костяком, ярко выраженным подвесом и черепом с широким лбом, широкими скулами и мощной нижней челюстью.
Скорее всего их использовали как бойцовых и охранных собак, а может быть, и для охоты на львов и медведей.
Другое изображение охоты находится на барельефе из ассирийского дворца, построенного около 900 года до н. э.
В отличие от первого барельефа, здесь собака гораздо более хрупкого телосложения, она намного изящнее. На голове нет никаких складок, уши маленькие. Она явно относится к типу небольших собак, которые использовались для охоты на мелкую дичь, и хотя напоминает дога, но отличается от него размерами.
Дальнейшая история свидетельствует, что, завоевав Вавилон, персы потребовали с четырех городов дань для пополнения царской охотничьей своры.
Греки и римляне, во многом следовавшие за ассирийцами и персами, заимствовали у них и догообразных собак.
То же самое происходило со многими другими породами, что подтверждает мысль о принадлежности немецкого дога, мастифа, ньюфаундленда и сенбернара к одному семейству.
Дрессировка ассирийских собак
Подготовкой боевых собак занимались специальные учителя. С клинописных табличек известно, что жители провинции в Ниневии (столица Ассирийского государства с VIII—VII века до н. э., находилась на территории современного Ирака), которые выращивали боевых догоподобных собак, освобождались от налогов в казну, то есть уже в первой половине I тысячелетия до н. е. в ассирийцев были специалисты этой отрасли. Воспитанников для дальнейшего подготовки подбирали еще щенками.
Некоторые источники утверждают, что перед битвой собак одевали в специально сделанную для них защиту. Она состояла обычно из металлического или кожаного панциря, который прикрывал спину и бока псов, или кольчуги.
Иногда им надевали металлический шлем. Доспехи нередко вооружали длинными шипами или обоюдоострыми лезвиями на шлеме и ошейнике.
С их помощью собака в битве рассекала ноги, руки и тело атакованного им воина, ранила сухожилия ног и вспарывала животы лошадей при столкновении с конницей.
Похоже, что именно ассирийцы первыми начали использовать боевых псов как самостоятельную военную силу. Широкая сильная грудь, мощные толстые лапы и огромная пасть с острыми клыками – такие весомые черты ярко отличали ассирийских боевых собак от других пород. Египетские папирусы свидетельствуют, что такая собака могла с легкостью перекусить ногу кавалерийской лошади и привести в панический ужас всадников.
В то время военная наука не знала боевого построения – на битву воины сходились слабо вооруженными и плохо организованными толпами, тогда как вожди и знать сражались, стоя на боевых колесницах.
В ассирийской армии в начале I тысячелетия до н. э. боевые собаки выполняли роль пробивающих отрядов: лавина собак в латах и кольчугах накатывалась на противника впереди собственных войск, сея панику и ужас на противника.
Интересно, что воинов-«кинологов» всегда сопровождали жрецы, которые по древним источникам, имели телепатическую связь со своими собаками. Это было необходимо, если животные выходили из-под контроля во время битвы, или на них нападало боевое бешенство (что не было редкостью во время длительных кровавых столкновений).
Обычно боевые псы ассирийцев шли в атаку вместе с боевой колесницей, а иногда и вместе с вышколенными гепардами. Одну колесницу сопровождали две-три собаки. В битве они целыми стаями стремительно врывались в боевые ряды врагов, внося среди них смятение, нанося ранения и увечья воинам и лошадям. В умелых руках они были страшным оружием и приносили победу полководцу.
Впоследствии с Ассирии военное собаководство переняли в Урарту (современные Армения, восточная Турция, северо-западный Иран) и в других соседних государствах и племенах.
В VIII веке до н. э. сначала в Закавказье, а затем в Междуречье ворвались киммерийцы, а затем и скифы, которые более столетия были активной военной силой в регионе. Именно эти кочевые племена познакомили европейский мир с собаками войны. Благодаря скифам эти породы распространились в Причерноморье, а оттуда в Центральной и Западной Европе. Золотая чаша из кургана Солоха показывает нам сцену охоты скифов вместе с собаками на льва.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Собаки Древнего Египта: охотники, домашние любимцы, воины
Источники
Правда.ру. Константин Карапетянц. Боевые псы Древнего мира ссылка
Тиждень. Пси війни. Як чотирилапих використовували у стародавніх війнах ссылка
Ваш комментарий будет первым