Применяли ли сарматы собак на поле боя? Были ли это специально обученные псы войны? Завесу тайны приоткрывает статья Александра Константиновича Нефёдкина «Боевые собаки сарматов?» в его книге «Военное дело сарматов и аланов».
В этом блоге мы уже затронули тему аланских собак, но мне захотелось опубликовать эту статью отдельно.
Краткий экскурс в историю
История аланов тесно переплетается с сарматами. В эпоху своего расцвета – в первые века новой эры – сармато-аланские ираноязычные племена занимали широкую степную зону – от Центральной Азии до Дуная (территория современной Украины и Казахстана). Сами сарматы не представляли собой единого этноса, а делились на несколько союзов племен и в основном занимались кочевым скотоводством. Так как у них не было письменности, картину их мира проясняют письменные свидетельства античных государств и Закавказья.
Античные авторы объединили алан и сарматов под единым наименованием не только исходя из их географического положения, но и вследствие единообразия обычаев степного образа жизни и военного дела. По мнению исследователей, сарматы, под именем «савроматы», впервые упоминаются Геродотом. Эти племена завоевали Скифию и участвовали в Великом переселении народов.
Исследования Нефедкина о боевых собак сарматов
Итак, французский исследователь Э. Куни (Cougny, 1887) выдвинул предположение, что сарматы использовали боевых собак.
В средневековой Западной Европе славились охотничьи «аланские собаки», лучшие породы которых происходили из Испании и Милана в Италии, причем последние исторически связаны с аланскими поселениями (V в.). Данная порода больших собак использовалась феодалами для конной охоты на оленей и волков. Эти собаки использовались и на войне.
«Для обращения в бегство коней и всадников нужно, чтобы были выращены своими хозяевами собаки-аланы; они необузданные и кусачие, когда воодушевлены своими хозяевами против своих неприятелей, или врагов», – сообщает латинский трактат «О военном деле и военных машинах».
Развивая свою идею, Э. Куни предположил, что сарматские собаки, упомянутые греческим поэтом Оппианом около 200 г., являются теми же боевыми животными, что и цитируемые выше аланские. Они же предназначены для преследования всадников и коней.
Действительно, Оппиан упоминает собак сарматов в двух случаях: среди пород наиболее пригодных для охоты: пеонийские, авзонийские, карийские, фракийские, иберийские, аркадские, аргосские, лакедемонские, тегейские, савроматские, кельтские, критские, магнетские, аморгские, локридские, молосские и египетские волопасы. Как видим, сарматские собаки тут являются единственными принадлежащими кочевникам, остальные породы выведены для охоты варварскими народами или греческими этносами, среди которых псовая охота была весьма популярна.
Во втором пассаже Оппиана речь идет о породах, подходящих для скрещивания друг с другом. Таким образом, какими-то особыми признаками в поэме собаки сарматов не наделяются.
Отметим, что автор конца II в. н. э. Юлий Поллукс, перечисляя наиболее благородные породы, не называет сарматских. Впрочем, этот список составлен по греческим источникам классического и в меньшей степени эллинистического периодов.
Н. А. Гаврилюк полагает, что еще скифы для охоты на крупную дичь, в частности на льва, использовали догообразных собак. В Ольвии римского времени (современная Николаевская область, Украина) также найдены кости догообразной собаки. Видимо, и у аланов были рослые собаки, которые предназначались для охраны скота и охоты.
От этнонима Alani произошло и современное западноевропейское название догов: французский alan для охоты на кабана и волка, английский alaunt, итальянский atano, тогда как испанская порода alano считается бульдогом. Англичане же, вероятно, получили данную породу (мастифов) из Испании, с ней они охотились на волков.
Собаки сарматов: для охоты и для боя
Обычных охотничьих собак могли использовать в качестве боевых. Позднее вывели узкоспециализированых боевых собак, которых в мирное время использовали в охоте на крупную дичь. Античные авторы указывают две основные области разведения боевых собак — Анатолию (срединная часть территории современной Турции) и южное побережье Каспийского моря.
Использование боевых собак характерно для оседлых, а не для кочевых этносов. О боевых собаках древних кочевников евразийских степей античные авторы не упоминают. Однако на некоторых античных вазах представлены конные лучники, каждого из которых в бою сопровождает собака, бегущая внизу под конем, как, к примеру, мы это видим на одной этрусской вазе VI в. до н. э.
Эти всадники обычно ассоциируются с киммерийцам. С другой стороны, на клазоменских саркофагах, датируемых около 500 г. до н. э., собака постоянно сопровождает коня, безразлично — верхового или упряжного, тогда как непосредственно вцепившимися во врага собаки не показаны.
Значит, что собаки на подобных изображениях носили определенный сакральный, вероятно хтонический (олицетворяющий собой дикую природную мощь земли, относящийся к подземному царству и т. п.), смысл.
Обычно кочевники широко использовали собак как помощников на охоте и на пастбище. Так, небольших охотничьих собак сарматов мы видим, например, на сценах кабаньей охоты на сосуде из Косики.
Палеозоолог В. И. Цалкин считает подобных степных собак близкими к лайкам. Последних же кинолог В. А. Калинин рассматривает как гончеобразных собак для травли дичи. К. Келлер полагал, что это были борзые. По мнению К.Ф. Смирнова, сарматские собаки, упомянутые Оппианом, служили для охраны стад. Впрочем, поэт рекомендует савроматских собак для охоты, т. е. это были охотничьи, а не пастушьи животные.
Охотничьи и пастушьи собаки в определенных ситуациях могли участвовать в боевых действиях, но это не было общим правилом. Естественно, такие собаки могли бегать в гуще боя, когда табор находился относительно недалеко от места сражения, в дальние же набеги их не брали.
Итак, скорее всего, сарматы, как и другие кочевники, не применяли собак в бою. Однако нельзя исключить и того, что охотничьи или пастушьи собаки могли от случая к случаю принимать участие в бою, когда кочевой табор находился неподалеку.
Источник:
Нефёдкин А.К. Военное дело сарматов и аланов. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011. – 304 с.
Ваш комментарий будет первым