Исследуя тему боевых собак в Древнем Риме мне доводилось читать много информации о том, что римляне использовали собак непосредственно на поле боя, где свирепые молоссы атаковали противника в первой шеренге легионов. Такую информацию вы часто можете встретить на кинологических порталах и книгах о происхождении молоссоидов (мастифов, догов и т.п.). Но так ли это на самом деле сейчас сказать наверняка невозможно: за давностью событий много фактов было утеряно. Что же пишут авторы Античности на эту тему?
Предлагаю вашему вниманию замечательную научную статью историка А. К. Нефёдкина для журнала “Para bellum” об особенности использовании собак в римском военном деле, право на копирование которой мне любезно предоставил главный редактор журнала Александр Горец.
Статья довольно объемная, поэтому я намеренно разделила ее на части и опустила ссылки на труды античных авторов, чтобы не отвлекать от чтения. Добавила немного фотографий.
Собаководство в Древнем Риме. Распространенные породы
Прежде, чем рассмотреть собственно боевое использование собак в римском мире, следует обрисовать общую картину собаководства, указать на то, какие породы тогда существовали, дать общие данные об использовании и содержании этих животных.
Ведь уже в античности породы по своему использованию делись на охотничьи, пастушьи, караульные и декоративные. Насколько нам известно, греки и римляне применяли для военных целей не каких-то специально выведенных собак, но те же породы, с которыми они охотились. В частности, для боя использовали первую группу пород, тогда как для охраны военных объектов привлекали третью категорию.
От античности сохранилось более 150 названий пород собак – количество очень значительное, учитывая то, что сейчас на Земле существуют около 400 пород. Подчас до нас дошли только наименования пород (которые назывались по месту происхождения) без каких-то определенных характеристик. Рассмотрим сначала основные породы, чтобы выявить, какие из них использовались в военном деле.
Лексикограф конца II в. Юлий Поллукс, перечисляя наиболее благородные породы, называет лаконских, аркадских, арголидских, локридских, кельтских, иберских, каринских, критских, молосских, эретрийских, гирканских и индийских собак.
Очевидно, что данный список, как и большая часть его сочинения “Ономастикон”, составлен по греческим источникам классического и эллинистического времени. Тут отмечены, в основном, греческие породы: три пелопоннесские – из Лаконики, Аргоса и Аркадии, среднегреческая – локридская, островные – критская и эретрейская, эпирская – молосская. Из европейских и ближневосточных варварских пород находим карийскую, каринскую, иберскую и кельтскую; с двумя последними античный мир близко познакомился на рубеже эр. Азиатские породы представлены гирканскими и индийскими собаками, хорошо известными уже Геродоту.
Немного позднее, около 200 г., апамейский поэт Оппиан дал более широкий перечень собак, рекомендуемых им для охоты: пеонийские, авзонийские, карийские, фракийские, иберийские, аркадские, аргосские, лакедемонские, тегейские, савроматские, кельтские, критские, магнетские, аморгские, египетские волопасы, локридские и молосские.
Как видим, список шире, здесь прибавлены еще и породы, распространившиеся в римскую эпоху. Кроме того, автор присоединил к традиционным греческим породам еще и тегейскую из Пелопоннеса, аморгскую с одноименного острова в Эгеиде, магнетскую из Анатолии, а также италийскую (авзонийскую). Увеличился спектр варварских пород: северобалканские (фракийская и пеоний-ская), малоазиатская карийская, египетская и сарматская пастушья.
Причем последняя является единственной принадлежащей кочевникам, остальные породы выведены для охоты оседлыми жителями, среди которых псовая охота была весьма популярна.
Специализации различных древних пород
Уже у Ксенофонта в трактате “О псовой охоте” находим рекомендации по использованию конкретных пород собак. Так, на охоту на оленя он советует брать сильных и высоких индийских собак, а для охоты на кабанов – индийских, критских, локридских и лаконских. Карийские и критские собаки, выведенные в горных местностях, хороши были в выслеживании и преследовании.
Естественно, богатый грек отправлялся на охоту, беря с собой различные породы собак, предназначенные для разных целей. В I в. на кабанью и оленью охоту направлялись в сопровождении лаконских, критских и молосских собак. Первые две породы использовались как гончие и борзые, выслеживающие и гонящие зверя, третья – как борзая, бросающаяся на животное, когда оно уже было в поле зрения.
Экстерьер идеальной собаки рисует нам римский энциклопедист М. Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э. ). Он описывает внешность благородных сторожевых и пастушьих собак следующим образом:
“Видом должны они быть красивые, крупные, с карими или серо-желтыми глазами, с симметричными ноздрями, с губами черноватого или красноватого цвета, причем верхние не должны быть ни вздернуты кверху, ни свисать вниз; с короткой нижней челюстью, из которой немного торчат справа и слева два клыка; лучше, если верхние зубы растут прямо и не выдаются вперед, остры и покрыты губой; голова большая, уши большие, висящие; загривок и шея толстые; промежутки между суставами на лапах большие; бедра прямые, вывернутые наружу; лапы большие и широкие, которые на ходу глядят в разные стороны, пальцы раздельные; когти твердые, кривые, подушечки не твердые, словно роговые, а вздутые и мягкие; зад поджарый; хребет не торчащий и не вогнутый; хвост толстый; лай густой и низкий, зев широкий; масть лучше всего белая, потому что ее легко различить в потемках; общий облик, как у льва” (пер. М. Е. Сергеенко).
Это – общее описание, которое, очевидно, соотносится с рекомендуемыми Варроном породами: лаконской, эпирской и саллентийской (Калабрия). Причем последнюю пастушью породу находим только у этого автора*4. Само же описание походит на ту породу, которая считалась эпирской. У Варрона собака служит и простым помощником пастуха, и защитником стада от диких зверей. Причем при одном пастухе достаточно одной собаки.
Как мы видим, в античности существовало большое количество пород, считавшихся благородными. Какие же из них считались лучшими в римское время? Уже на Самосе при тиране Поликрате (538-522 гг. до н. э.) существовали молосские и лаконские собаки. Аристотель в “Истории животных” останавливается лишь на двух греческих породах, лаконской и молосской. Т.Лукреций Кар в своей поэме “О природе вещей” сравнивает речь человека с интонациями молосской собаки, поскольку она была наиболее известной читателям.
Знаменитый римский поэт П. Вергилий Марон в последней трети I в. до н. э. рассматривал как лучшие спартанскую и молосскую породу, которые являлись хорошими сторожами и охотничьими псами. Его не менее известный современник Кв. Гораций Флакк считает эти же породы хорошими пастухами. Их же рекомендовал как наиболее подходящих для охоты и автор конца III в. М. Аврелий Олимпий Немесиан из Карфагена :
Выбери тогда легкого в беге и легкого в возращении
или рожденного в Лакедемоне, или в молосском селе
пса не низкого рода. Пусть он будет от древних кровей,
пусть будет от возвышенных,
и пусть он красиво влечет под широкой грудью
из ребер, под наклоненным хвостом свой большой корпус,
который понемногу назад связывается сухим животом;
с сильной достаточно широкой поясницей
и раздвинутыми ляжками,
и у которого очень мягкие качающиеся на бегу уши.
Следовательно, на протяжении всего этого времени, вплоть до поздней античности, данные породы считались лучшими. Итак, для охоты и охраны скота на пастбищах предпочитали использовать две основные породы собак, лаконскую и молосскую.
Ваш комментарий будет первым