Вместе с тем утверждать, будто бы собаки конкистадоров сами по себе как-то определили ход завоевания Нового Света было бы более чем опрометчиво. Они, действительно, сыграли свою роль при покорении индейцев Антильских островов и Центральной Америки, но, например, при завоевании Мексики и Перу почти не использовались.
Индейцы Южной Америки особого страха перед псами не испытывали и очень ловко крушили им черепа и позвоночники своими мощными палицами.
Это продолжение статьи Боевые собаки — психологическое оружие конкистадоров, в которой мы узнали какими были собаки конкистадоров, как они выглядели, каким характером обладали. В этой же статье мы поговорим о тех случаях, когда боевые собаки были не так эффективны в бою и о их жизни после конкисты.
Неудачи
Не всегда собаки были эффективны в бою. Так, в июне 1514 года, встретив сопротивление индейцев в Санта Марта (современная Колумбия), собакам Педрариаса не удалось атаковать индейцев и они начали грызться между собой.
Священники, сопровождавшие испанцев в Новом Свете отмечали, что наличие собак очень усложняло обращение в христианскую веру туземцев. Вот что об этом писал отец Доминго Бетансос (Domingo Betanzos) : “бряцание оружия и злобный лай собак настолько ошеломляли индейцев, что так и оставили их глухими к христианской вере”.
Мексика
Как показано на гравюре Флорентийского кодекса Бернардино де Саагуна, Кортес высадился в Мексике с собаками и другими животными. Раздел о завоевании Кортесом ацтеков включает в себя детальное описание собак, которые бегут впереди колонны испанцев, с поднятыми по ветру носами и с капающими из пасти слюнями.
Вот как, со слов хрониста Бернардино де Саагуна, описывали этих зверей Монтесуме его послы: «Псы их громадны, их плоские уши развеваются по ветру, языки их свешиваются из пасти, глаза их огонь извергают, глаза их искрятся, глаза их желты, ярко-желтого цвета, их брюхо поджарое, очень сильны они и телом могучи, неспокойны они, все бегают и тяжело дышат, все бегают, высунув язык, а окрасом они ягуару подобны, вся шкура у них в разноцветных пятнах».
Отсылкой на собак Кортеса можно считать рисунок на огромных размеров льняной ткани середины 16 века именуемый Lienzo de Tlaxcala – кодекс города-государства Тласкала.
Увы, оригинальный холст утрачен, но известно множество копий, сделанных из оригинала. Обратите внимание на фрагмент кодекса, где изображены солдаты, марширующие с собакой на поводке. Как уже упоминалось ранее, ацтеки были знакомы только с маленькими собачками.
В 1805 году в ходе карательной операции в регионе современной Аризоны, испанский лейтенант Антонио Нарбона (Antonio Narbona) обнаружил фигурное письмо племени навахо в одной из пещер Каньона-де-Шей. Кости, извлеченные из этого места принадлежали испанским борзым.
Историки спорят, все ли фигуры на стене изображают лошадей. Одни считают, что фигуры поменьше отображают перспективу и также являются лошадями, другие отмечают, что эти фигуры нарисованы без всадника, а их раскраска похожа на цвет шерсти испанской собаки либо леопардовой собаки катахулы. Все-таки, мы склоняемся к мысли, что все изображенные фигуры являются лошадьми.
Использование собак после конкисты
Из завершением завоевания Нового Света, собак начали использовать в менее воинственных целях. Вскоре собаки превратились в любимых домашних питомцев всех слоев населения.
Фелипе Гуаман Пома де Айяла (1536?—1616?) – историк Перу и Конкисты – в своем труде «Первая новая хроника и доброе правление» описал жизнь в Андах после завоевания. Одна из многочисленных иллюстраций автора показывает его идущим вместе с сыном и двумя собаками по кличке Амиго (Amigo) и Лаутаро (Lautaro). Их породу относят к догообразным собакам или испанским аланам.
Еще одна гравюра показывает нам охотника из Анд с соколом и двумя собаками. Собака, которая изображена справа, скорее всего представляет местную малочисленную породу маленьких собак, в то время, как вторая явно с примесью мастиффа или алана.
На этой гравюре на заднем фоне изображен город, обнесенный стенами, а на переднем плане мы видим собак, которые участвуют в охоте.
Отношения индейцев с этими животными начинались с ярой взаимной ненависти, а завершились идиллией. Свидетельствует тот же падре Кобо: «Нет ни одного индейца или индеанки, сколь бы бедны они ни были, кто не держал бы дома собаку… и любят они собак не меньше, чем собственных детей, и спят с ними бок о бок, а выходя из дому, несут их на плечах; и право, невозможно сдержать улыбку, когда видишь, как индеанка ведет малолетнего сынишку за руку и несет здоровенного пса».
Источники:
dog law reporter — The Dogs of the Conquistadors
КОНКИСТАДОРЫ — LOS CONQUISTADORES — Вооружение конкистадоров. Лошади и собаки — живое оружие
Ваш комментарий будет первым