В войне во Вьетнаме активно использовались собаки-миноискатели. Они показали высокую эффективность в обнаружении мин, в том числе с неметаллическим корпусом, ловушек, а также подземных укрытий и тоннелей.
В мае 1967 Лаборатория ограниченной войны армии США (U.S. Army Limited Warfare Laboratory — USALWL) занялась изучением этого вопроса. Спустя 7 месяцев состоялась первая публичная демонстрация подготовленных кинологических команд, где собаки (немецкие овчарки) успешно обнаружили все мины, растяжки и ловушки.
По результатам этого испытания в августе 1968 в Форт Гордон был сформирован 60-й пехотный взвод собак-миноискателей (60th Infantry Platoon (Scout Dog) (Mine/Tunnel Detector Dog)).
Обучение длилось 18 недель, из них 12 недель собак обучали инструкторы школы, а 6 недель собаки работали со своими кинологами. Курс считался успешно пройденным, если на испытаниях собака обнаруживала не менее 90% целей.
Часть 1. Собаки в войне во Вьетнаме
Часть 2. Война во Вьетнаме. Розыскные собаки
Собаки-миноискатели и туннельные собаки

После прохождения обучения 60-й IPSD (M/T), 22 апреля 1969 прибыл во Вьетнам. Взвод состоял из управления (4 чел.), двух отделений собак-миноискателей и двух отделений собак – искателей туннелей. В каждом отделении было 6 команд кинолог/собака. 4 собаки были приданы управлению взвода.
Собаки-миноискатели могли работать без поводка на дороге или тропе и в полосе шириной 1 метр от края дороги, на расстоянии до 100 м и дальше впереди кинолога. Управление собакой осуществлялось как голосовыми командами, так и визуальными сигналами рукой.
Они были обучены обнаруживать мины (противопехотные, противотанковые, неразорвавшиеся снаряды, гранаты, мины Клеймора), как на поверхности, так и заглубленные в землю или закрепленные выше уровня земли, ловушки и растяжки (натянутую металлическую проволоку или леску).
Обнаружив что-либо из вышеперечисленного, обученная собака садилась в полметра от находки и затем продолжала движение только по команде кинолога.
Работая на дистанции 100 м и выше от кинолога, собака часто пропадала из его поля зрения. Поэтому на ошейник собаки крепился передатчик-радиомаяк AN/PRT-11 с 20-ти сантиметровой антенной, а приемник AN/PRR-9 устанавливался на шлем хозяина. По изменениям тона сигнала, кинолог мог узнать приблизительное местонахождение собаки и даже определить – движется она или нет. Но в целом кинологи предпочитали работать на дистанции 15-50 м в зависимости от местности и держать пса в поле зрения.

Туннельные собаки были обучены обнаруживать растяжки и замаскированные входы в подземные сооружения. Они работали без поводка на дистанции до 30 м от кинолога, управляемые сигналами рук. Обнаружив замаскированный вход, собака садилась в полметра от него.
После прохождения, карантина и акклиматизации к условиям Вьетнама, 5 мая 1969 60-й IPSD (M/T) был придан 25-й пехотной дивизии, где работал до 27 июля 1969. Затем взвод был передан 23-й пехотной дивизии Americal на период с 28 июля по 15 октября.
Как работали собаки-миноискатели
Команды миноискателей работали с небольшими подразделениями пехоты или саперов – от отделения до роты, чаще всего взвод, участвуя в зачистках, проведении разведки боем, операциях по поиску и уничтожению, инженерной разведке, расчистке местности.
Основной проблемой было, то что эффективность работы собак сильно падала во время длительных пеших переходов. Как правило, кинологическая команда в роли головного дозора подразделения. Для прикрытия кинолога выделялось 2 стрелка. При расчистке дорог дивизионными саперами, кинологическая команда тоже, как правило, шла впереди инженерной техники.
Туннельные собаки применялись аналогичным образом при зачистках территории.
Результаты работы

За полгода работы собаки-миноискатели 60-го IPSD обнаружили 15 мин, 15 растяжек, 17 мин-ловушек, 33 неразорвавшихся боеприпасов (от автоматных патронов до 8-ми дюймовых снарядов и 300 кг авиабомбы), 22 волчьих ямы, 10 туннелей, 2 тайника и 1 замаскированный окоп. 6 раз они обнаруживали присутствие живой силы противника.
Туннельные собаки за тот же период обнаружили 66 туннелей (входы или вентиляционные отверстия), 23 бункера, 31 замаскированный окоп, 5 тайников, 4 волчьих ямы, 2 мины, 10 растяжек, 8 мин-ловушек, 14 неразорвавшихся боеприпасов. Присутствие противника обнаруживалось один раз.
К несчастью, было 12 подтвержденных случаев, когда собаки-миноискатели пропускали боеприпасы или мину – в том числе 2 мины в пластиковых корпусах, 3 противотанковые мины. 2 мины было пропущено собаками, работавшими после сильного дождя, причем одна из мин была также пропущена и командой саперов, проверявших территорию после работы собак. Это привело к гибели 3-х пехотинцев после подрыва мины. Также были проблемы с обнаружением боеприпасов давно лежащих в данном месте.
Туннельные собаки пропускали туннели или подземные тайники дважды.
Двое кинологов погибли и пятеро получили ранения, в большинстве по причинам не связанным c работой собак – один погиб в результате минометного обстрела, второй подорвался на мине когда шел один, без собаки, третий получил ранения, когда грузовик, в котором он ехал, также подорвался на мине. В другом случае, служебная собака, работая в сильную жару обнаружила последовательно 3 растяжки. Затем пес обнаружил 4-ю растяжку и сел возле нее. Когда кинолог подходил к собаке, пес видимо от жары потерял сознание и упал на растяжку. Оба получили ранения.
Два пса погибли по причинам не связанным с действиями противника – тепловой удар и пневмония; трое были ранены.
Оценка эффективности работы взвода была достаточно высокой. По мнению 85% командиров патрульных групп, работавших с кинологическими командами 60-го взвода, собаки повышают безопасность действий патруля. 12% считали что собаки не влияют на безопасность, и лишь 3% дали негативную оценку. Последнее было с связано в основном со случаями, когда собака уставала и отказывалась работать, сильно замедляла движение патрульной группы.
Источник: